Приложение 5.1.А. Концепция воспитания культуры здоровья в ГБОУ
643
Воспитание культуры здоровья у участников образовательного процесса в
ГБОУ 643
Сегодня одним
из основных понятий здоровьесозидания является понятие культуры здоровья. Под
культурой здоровья понимается осознанное
восприятие здоровья как ценности и самомотивация к здоровому образу жизни. При
этом здоровье рассматривается в единстве соматического, психологического,
социального, нравственного и творческого аспектов.
Согласно
данным ВОЗ, именно образ жизни в максимальной степени влияет на состояние
здоровье человека. Очевидно, что деятельность ОУ по сохранению и укреплению
здоровья участников образовательного процесса должна основываться на восприятии
здоровья как ценности. Это обусловлено тем, что воздействия образовательной
среды не достигнут степени максимальной эффективности без внутренней самомотивации человека к ведению здорового образа
жизни, что обеспечит приверженность к нему, а также устойчивость к негативным
воздействиям. Наиболее распространенные причины несоблюдения основ культуры
здоровья сводятся к следующим: низкий уровень информированности, а также
недостаточной ценностной мотивации. Таким образом, данная программа позволит
изучить и отработать на практике способы просвещения школьников и их активного
вовлечения в деятельность по воспитанию культуры здоровья с целью формирования
внутришкольной моды на ЗОЖ.
Цели и задачи
Основная цель
подпрограммы: создание условий для осознанного выбора и соблюдения школьниками
здорового образа жизни.
Основные
задачи:
-
повышение уровня культуры здоровья у всех участников образовательного
процесса,
-
организация профилактической и
коррекционной деятельности на уровне ОУ в целом, класса, учащихся и педагогов,
- формирование у участников
образовательного процесса знаний и компетентностей в области здоровья и
здоровьесбережения,
- формирование у учеников осознанной самомотивации к ЗОЖ,
- создание условий для
самореализации школьников в контексте здоровьесозидания, вовлечение учащихся в
деятельность по сохранению и укреплению здоровья.
Таким образом,
Программа нацелена на формирование ценностного отношения участников
образовательного процесса к здоровью,
сознательной приверженности к здоровому образу жизни.
Разработка системы адресных воспитательных мероприятий
Разработка системы адресных
воспитательных мероприятий базируется на следующих аспектах:
Диагностика:
- выявление определяющего фактора,
влияющего на уровень культуры здоровья
- выявление проблем в исходном
уровне культуры здоровья школьников, определение ключевых потребностей в рамках
воспитания культуры здоровья
- определение ведущего канала
восприятия ученика,
Выбор
мероприятий: выбор наиболее оптимальных мероприятий из общей матрицы, выявление
схемы выбора наиболее эффективных мероприятий по воспитанию культуры здоровья у
школьников направлено на решение
проблемы: обилия технологий, сложности осуществления выбора наиболее
оптимальных направлений и методов
воспитания культуры здоровья для осуществления наиболее эффективных
адресных мероприятий, способных в конечном итоге позитивно повлиять на
состояние здоровья участников образовательного процесса.
Таким образом,
для того, чтобы спланировать воспитательные мероприятия, которые будут
эффективны в отношении конкретного ребенка (группы детей), необходимо
проанализировать его индивидуальные потребности, ведущие каналы восприятия, а
также факторы, влияющие на уровень культуры здоровья, после чего сформировать и
реализовать набор адресных воспитательных мероприятий.
Факторы, влияющие на уровень культуры здоровья школьников и адресные
мероприятия
№
|
Факторы
|
Мероприятия
|
|
1. Внутренние
факторы
|
|||
1.1
|
Состояние здоровья
|
Диагностика и улучшение состояния здоровья
|
|
1.2
|
Прошлый опыт
|
Проведение бесед и психологических тренингов, направленных
на осознание и анализ школьниками прошлого опыта, а также на формирование
выводов и извлечение уроков
|
|
1.3
|
Установки
|
Проведение тренингов по формированию
установок, способствующих воспитанию культуры здоровья
|
|
1.4
|
Структура досуга, организация свободного времени
|
Проведение мероприятий,
направленных на содействие в выборе способа проведения досуга:
- фестивали
«Хобби- и спортоориентация», в ходе которого учащиеся и родители могут
ознакомиться с различными видами досуга и попробовать себя в тех или иных
видах спорта и творчества,
- встречи с
успешными людьми для агитационных
бесед о спорте / творчестве и т.д. как способе времяпрепровождения
Создание условий для
эффективного времяпрепровождения:
-
организация системы дополнительного образования,
- проведение
агитационных акций по привлечению учащихся к посещению кружков, формирование у учащихся осознанной
мотивации к полезному времяпрепровождению
|
|
2. Внешние факторы
|
|||
2.1
|
Семья
|
Проведение мероприятий, направленных на просвещение
родительской общественности:
- мини-лекторий «Здоровье
человека», в ходе которого родители получат основные знания о здоровье
человека,
- серия тренингов и
тематических собраний «Психологическое
здоровье ребенка», направленных на формирование у родителей психологической
грамотности взаимодействия с ребенком
Проведение мероприятий, направленных на вовлечение
родителей в деятельность по воспитанию культуры здоровья:
- конференции для учащихся и
родителей по тематике здоровья,
- игры (спортивные и психологические), члены
команд в которых – ученики и их родители, семейные конкурсы по тематике
здоровья
Превентивные мероприятия по формированию культуры здоровья
у родителей:
- тематические беседы со школьниками как с будущими родителями
|
|
2.2
|
Круг общения
|
Трансляция ценностей ЗОЖ через неформальных лидеров
Организация активной командной работы посредством
проектной деятельности по тематике здоровья
|
|
2.3
|
Образовательная среда
|
Принятие и транслирование общешкольной политики ГОУ, при
которой здоровье – один из основных приоритетов:
- осознание каждым педагогом своей роли в формировании
культуры здоровья,
- функционирующая система поощрений и мотивации участников
образовательного процесса к ведению ЗОЖ
Внедрение системы мероприятий по формированию культуры
здоровья у участников образовательного процесса
|
|
2.4
|
СМИ
|
Создание условий для плодотворного влияния СМИ на уровень
культуры здоровья школьников:
- разработка и издание внутришкольных
СМИ по тематике здоровья,
- разработка социальных
рекламных материалов (буклетов, видеороликов и т.д.) по тематике здоровья
Привлечение СМИ к участию в пропаганде ЗОЖ:
- участие в пресс-конференциях,
социальные публикации
|
|
Выявление проблем в исходном
уровне ЗОЖ, определение ключевых потребностей в рамках воспитания культуры
здоровья
При выборе наиболее актуальных
мероприятий по культуре здоровья важно провести диагностику исходного состояния культуры
здоровья и выявить наиболее острые проблемы:
- низкий уровень
информированности, при котором учащиеся не соблюдают основ ЗОЖ по причине их
незнания,
- низкий уровень мотивации к
соблюдению правил ЗОЖ, при котором школьники осознают основные пути сохранения
и укрепления здоровья, однако не проявляют желания следовать им,
- нехватка поддержки референтного
окружения в вопросах ЗОЖ,
- потребность в самореализации.
После данных
мероприятий становится возможным следующий этап - определение и классификация
групп школьников, согласно выявленным трудностям, выбор комплекса мероприятий.
Проблемы и способы влияния на них воспитательными мероприятиями можно
представить в виде таблицы
№
|
Выявленная
трудность
|
Методы
диагностики |
Комплекс
мероприятий
|
Примечания
|
1
|
Низкий уровень информированности
|
Тестирования,
анкеты
|
Просветительская деятельность
|
- интерактивный курс,
- тематика здоровья в предметах
|
2
|
Низкий уровень
мотивации
|
Проективные
методики
|
Вовлечение в воспитательную деятельность
|
Внедрение целого комплекса активных методов влечения, описанных
в разделе
|
3
|
Нехватка поддержки референтного окружения в вопросах ЗОЖ
|
Опросы, метод
включенного наблюдения, экспертные оценки
|
Вовлечение во все виды командной работы – воспитание
культуры здоровья при помощи коллектива
|
- командные конкурсы,
- коллективное обучение
и др.
|
4
|
Потребность в самореализации
|
Проективные
методики, анкетирования,
психологическая диагностика
|
Вовлечение в деятельность по воспитанию культуры здоровья
и возложение организационно-управленческих функций
|
- участие в Службе здоровья,
- представительские функции,
- выступление в качестве наставника и педагога в вопросах ЗОЖ для более младших
школьников
|
5
|
Неправильная организация досуга
|
Опросы (школьников,
родителей, педагогов)
|
Мероприятия по организации здорового досуга учащихся
|
- хобби-ориентация,
- вовлечение в систему дополнительного образования,
- проектная деятельность,
- внеклассные мероприятия и т.д.
|
Из таблицы
видно, что для выявленных групп учащихся
со схожими трудностями при формировании ЗОЖ проводятся мероприятия,
направленные на минимизацию идентифицированной проблемы.
Кроме того, в
рамках анкетирования выявляется наиболее авторитетный источник получения данных
о здоровье.
Таким образом,
необходимо классифицировать наиболее эффективные мероприятия в зависимости от
выявленных трудностей и наиболее авторитетных источников получения информации.
Данное
сопоставление представлено в таблице «Система наиболее оптимальных
мероприятий».
Таблица «Система
наиболее оптимальных мероприятий по критериям выявленных трудностей и
авторитетных источников получения информации»
(выявляются в ходе
диагностики и анкетирования)
Источники
Проблемы
|
Друзья
|
Родители
|
СМИ
|
Интернет
|
Врачи
|
Успешные люди
|
Низкий
уровень
информированности о здоровье
|
- Выявление неформального лидера и использование его
положения для транслирования идей здоровья,
- Вовлечение в общение посредством совместной проектной
деятельности школьников и т.д.
|
Просвещение родителей с целью последующего просвещения
родителями своих детей
|
- Издание собственных здоровых СМИ,
- Инициирование публикаций по тематике здоровья в СМИ с
целью предоставления школьникам знаний по тематике здоровья
|
- Ведение информационного сайта в сети Интернет,
- Создание и ведение тематической группы на популярном сайте «В Контакте»
- Организация распространения социальной рекламы
посредством сети Интернет
|
Создание условий для построения диалога медицинских
специалистов и школьников:
- организация регулярных образовательных встреч с врачами,
- совместная разработка игровых информационно-методических
материалов для школьников и др.
(медики предоставляют содержательную часть, педагоги
придают ей интерактивную форму)
|
Организация информационных встреч-бесед с успешными и
интересными людьми для обсуждения вопросов здоровья
|
Низкий уровень мотивации к ведению ЗОЖ
|
Формирование у родительской общественности ценностного
отношения к здоровью детей с целью их влияние на уровень культуры здоровья у
школьников
|
- Поиск и предоставление школьников социальной
мотивирующей рекламы, размещенной в СМИ,
- Разработка собственной социальной рекламы совместно со
школьниками
|
Формирование базы примеров успешных людей и информации об
их отношении к ЗОЖ с целью мотивации школьников к ведению здорового образа
жизни, рассмотрение наиболее ярких примеров с учениками
|
Потреб-
ность
в самореа-
лизации
|
- Участие в работе Ученической службы здоровья,
- Внедрение системы наставничества, при которой средние и
старшие школьники выступают наставниками для младших
- Применение в работе по здорвьесбережению формата командной работы со сменными ролями, когда
роль лидера поочередно исполняют все
члены команды
|
Проведение разъяснительных бесед для комментирования
основных возрастных особенностей детей и совместной выработке стратегии
обеспечения самовыражения школьников без подавления их личности
|
Обеспечение выполнения управленческих функций в школьных
«Здоровых СМИ»
|
Предоставление возможности ведения и наполнения странички
в сети Интернет
|
Организация конкурсов для учеников, в жюри которых –
успешные личности
|
|
Неправиль-
ная организация
досуга
|
Проведения мероприятий, на которых школьники смогли бы
проинформировать своих одноклассниках о методах проведения здорового досуга,
опираясь на свой пример
|
Проведение фестиваля по хобби-ориентации для родителей и
учеников для оказания помощи в выборе хобби для своего ребенка
|
Поиск и инициирование публикация по тематике здорового
время препровождения
|
Подборка базы в сети Интернет и размещение на электронных
ресурсах о способах проведения здорового досуга
|
Пояснение медицинскими специалистами о вреде пустого
досуга и пользе здорово времяпрепровождения
|
Организация внеклассной работы, направленной на
формирование культуры здоровья у школьников:
- тематические экскурсии,
Внеклассные мероприятия, праздники здоровья, тренинги и
т.д.
|
Мероприятия по воспитанию культуры здоровья
Группы
мероприятий можно представить следующим образом (после диагностики выбираются
наиболее подходящие для конкретного ребенка или группы детей). Рассмотрим их
подробнее.
№
|
Направление
|
Мероприятие
|
Результат
|
Измерение
|
1. На уровне
школьников
|
||||
1.1
|
Вовлечение
школьников в деятельность по воспитанию культуры здоровья
|
Создание волонтерского объединения «Ученическая служба
здоровья» как содействующего педагогической Службе здоровья
|
Самостоятельное ведение школьниками практической деятельности по
здоровьесозиданию
Применение полученных
знаний о здоровье на практике
Формирование моды на здоровый образ жизни
|
- проективные исследования,
- применение контрольных и экспериментальных групп,
- анкетирования,
- анализ статистики вовлеченных школьников,
- метод включенного наблюдения за образом жизни учащихся,
- самоанализ
|
Инициирование проектной деятельности школьников
|
||||
Внедрение системы наставничества: студенты-волонтеры
проводят мероприятия для школьников, старшие школьники в свою очередь
организуют здоровьесозидающую деятельность младших школьников
|
||||
Внутришкольные конкурсы видеоматериалов, плакатов,
агитационных стихотворений, театральных сценок и т.д. по тематике здоровья
|
||||
Регулярное издание школьных «Здоровых СМИ»
|
||||
1.2
|
Просвети-
тельская деятельность
|
Внедрение в практику образовательного процесса
интерактивного курса по здоровьесозиданию
|
Получение знаний о здоровье в интересной
интерактивной форме,
что способствует их
усвоению и мотивирует на применение
Комплексное развитие учеников
|
Интерактивные тестирования
|
Проведение регулярных тематических Уроков здоровья
|
||||
Внедрение пятиминуток здоровья. Внедрение тематики
здоровья в общеобразовательные предметы
|
||||
Организация встреч с успешными людьми для бесед о здоровье
|
||||
Организация фестивалей по ЗОЖ
|
||||
1.3
|
Профилактика
вредных привычек
|
Комплексная пропаганда здорового образа жизни, основанная
на выявлении спектра потенциальных причин подверженности вредным привычкам и
реализации мероприятий относительно каждой группы причин
|
Повышение «иммунитета» школьников к вредным привычкам
Снижение количества учеников, подверженных вредным
привычкам
|
- анкетирования,
- анонимный самоанализ
|
1.4
|
Здоровый
досуг учащихся
|
Регулярное
проведение «Хобби- и спортоориентации» как возможности неопределившимся
с досугом школьникам попробовать и
выбрать для себя хобби и вид физической активности
|
Осознанный выбор учениками здорового досугового
времяпрепровождения
|
- опросы, беседы,
- анализ статистики
|
Функционирование системы дополнительного образования,
внеурочной деятельности
|
||||
Проведение «здоровых дискотек», экскурсий и т.д.
|
||||
1.5
|
Практическая реализация здоровье-
сберегающих технологий в учебном процессе |
Проведение физкульт-минуток
на уроках
|
Организация двигательной активности
|
- наблюдение,
- анализ статистки и конспектов уроков,
-опросы
|
Проведение динамических (игровых) переменок
|
||||
Проведение диагностики психологического состояния и снятия
напряжения на уроке
|
Психологическая адаптация
|
|||
2. На уровне
педагогов
|
||||
2.1
|
Повышение
квалификации педагогов
|
Повышение квалификации педагогов
|
Наличие необходимых знаний и компетентностей в области здоровья
школьников, возможностях воспитания культуры здоровья и др.
|
- анализ статистики,
- самоанализ педагогов
- экспертная оценка открытых мероприятий
|
Организации постоянно действующих тематических семинаров для педагогического
коллектива с целью предоставления знаний в области здоровья
|
||||
Внедрение «Корпоративного обучения»
|
||||
2.2
|
Консолидация усилий педагогического коллектива
|
Разработка и проведение интегрированных уроков по тематике
здоровья и ЗОЖ
|
Взаимодействие педагогов по тематике здоровья школьников, эффективность деятельности ОУ
|
- анкетирования,
- анализ статистики,
- включенное наблюдение
|
Организация командной проектной деятельности педагогов
|
||||
2.3
|
Информаци-
онноесопровожде-ние процесса воспитания культуры здоровья
|
Информационная поддержка мероприятий по культуре здоровья:
разработка презентаций, буклетов
|
Значительная оптимизация всех этапов процесса воспитания
культуры здоровья посредством успешного внедрения информационных технологий
|
- анкетирования заинтересованных и вовлеченных лиц,
- анализ статистики
|
Сбор, обобщение и организация доступа к электронной
методической литературе по тематике здоровья
|
||||
Организация
электронных коммуникаций между участниками воспитательного процесса
|
||||
Тиражирование успешного опыта
|
||||
2.4
|
Обучение собственным примером
|
Формирование
готовности педагогов к ведению ЗОЖ и предоставлению примера учащимся:
отказ от вредных привычек (на территории ОУ), соблюдение основ правильного
питания, соблюдение здорового досуга,
устойчивость и т.д.
|
- формирование культуры здоровья педагогов,
- предоставление правильного примера учащимся
|
- опросы,
- метод включенного наблюдения
|
3. На уровне
родителей
|
||||
3.1
|
Диагностика
|
Проведение регулярной диагностики уровня культуры здоровья
родителей, их представлений о здоровье детей, предложений по мероприятиям,
степени удовлетворенности и т.д.
|
Получение объективных данных о представлениях родителей
для консолидации усилий
|
- результаты анкетирования,
- отзывы,
- динамика статистики
|
3.2
|
Просвещение
|
Интерактивный лекторий
|
Предоставление родителям необходимых знаний о здоровье
детей
|
- анализ посещений,
- анкетирования
|
Организация тематических общих и индивидуальных собраний
|
||||
3.2
|
Вовлечение
|
Проведение конференций, фестивалей, конкурсов и т.д. при
непосредственном участии родителей
|
Активная роль родителей в воспитании культуры ЗОЖ у
школьников, интеграция усилий
|
- анализ степени участия, отзывы, анкетирования
|
Организация колонки для родителей в школьных СМИ
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий