5.1 А

Приложение 5.1.А. Концепция воспитания культуры здоровья в ГБОУ 643 
Воспитание культуры здоровья у участников образовательного процесса в ГБОУ 643
Сегодня одним из основных понятий здоровьесозидания является понятие культуры здоровья. Под культурой здоровья понимается  осознанное восприятие здоровья как ценности и самомотивация к здоровому образу жизни. При этом здоровье рассматривается в единстве соматического, психологического, социального, нравственного и творческого аспектов.
Согласно данным ВОЗ, именно образ жизни в максимальной степени влияет на состояние здоровье человека. Очевидно, что деятельность ОУ по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса должна основываться на восприятии здоровья как ценности. Это обусловлено тем, что воздействия образовательной среды не достигнут степени максимальной эффективности без внутренней  самомотивации человека к ведению здорового образа жизни, что обеспечит приверженность к нему, а также устойчивость к негативным воздействиям. Наиболее распространенные причины несоблюдения основ культуры здоровья сводятся к следующим: низкий уровень информированности, а также недостаточной ценностной мотивации. Таким образом, данная программа позволит изучить и отработать на практике способы просвещения школьников и их активного вовлечения в деятельность по воспитанию культуры здоровья с целью формирования внутришкольной моды на ЗОЖ.

Цели и задачи
Основная цель подпрограммы: создание условий для осознанного выбора и соблюдения школьниками здорового образа жизни.
Основные задачи:
-  повышение уровня культуры здоровья у всех участников образовательного процесса,
-  организация профилактической  и коррекционной деятельности на уровне ОУ в целом, класса, учащихся и педагогов,
- формирование у участников образовательного процесса знаний и компетентностей в области здоровья и здоровьесбережения,
- формирование у  учеников осознанной самомотивации к ЗОЖ,
- создание условий для самореализации школьников в контексте здоровьесозидания, вовлечение учащихся в деятельность по сохранению и укреплению здоровья.
Таким образом, Программа нацелена на формирование ценностного отношения участников образовательного процесса к здоровью,  сознательной приверженности к здоровому образу жизни.

Разработка системы адресных воспитательных мероприятий
Разработка системы адресных воспитательных мероприятий базируется на следующих аспектах:
Диагностика:
- выявление определяющего фактора, влияющего на уровень культуры здоровья
- выявление проблем в исходном уровне культуры здоровья школьников, определение ключевых потребностей в рамках воспитания культуры здоровья
- определение ведущего канала восприятия ученика,
Выбор мероприятий: выбор наиболее оптимальных мероприятий из общей матрицы, выявление схемы выбора наиболее эффективных мероприятий по воспитанию культуры здоровья у школьников направлено на решение  проблемы: обилия технологий, сложности осуществления выбора наиболее оптимальных направлений и методов  воспитания культуры здоровья для осуществления наиболее эффективных адресных мероприятий, способных в конечном итоге позитивно повлиять на состояние здоровья участников образовательного процесса.
Таким образом, для того, чтобы спланировать воспитательные мероприятия, которые будут эффективны в отношении конкретного ребенка (группы детей), необходимо проанализировать его индивидуальные потребности, ведущие каналы восприятия, а также факторы, влияющие на уровень культуры здоровья, после чего сформировать и реализовать набор адресных воспитательных мероприятий.



Факторы, влияющие на уровень культуры здоровья школьников и адресные мероприятия
Факторы
Мероприятия
1. Внутренние факторы
1.1
Состояние здоровья
Диагностика и улучшение состояния здоровья
1.2
Прошлый опыт
Проведение бесед и психологических тренингов, направленных на осознание и анализ школьниками прошлого опыта, а также на формирование выводов и извлечение уроков
1.3
Установки
Проведение тренингов по формированию установок, способствующих воспитанию культуры здоровья
1.4
Структура досуга, организация свободного времени
Проведение мероприятий, направленных на содействие в выборе способа проведения досуга:
- фестивали «Хобби- и спортоориентация», в ходе которого учащиеся и родители могут ознакомиться с различными видами досуга и попробовать себя в тех или иных видах спорта и творчества,
- встречи с успешными людьми для агитационных  бесед о спорте / творчестве и т.д. как способе времяпрепровождения
Создание условий для эффективного времяпрепровождения:
- организация системы дополнительного образования,
- проведение агитационных акций по привлечению учащихся к посещению  кружков, формирование у учащихся осознанной мотивации к полезному времяпрепровождению


2.  Внешние факторы

2.1

Семья
Проведение мероприятий, направленных на просвещение родительской общественности:
- мини-лекторий «Здоровье человека», в ходе которого родители получат основные знания о здоровье человека,
- серия тренингов и тематических собраний  «Психологическое здоровье ребенка», направленных на формирование у родителей психологической грамотности взаимодействия с ребенком
Проведение мероприятий, направленных на вовлечение родителей в деятельность по воспитанию культуры здоровья:
- конференции для учащихся и родителей по тематике здоровья,
-  игры (спортивные и психологические), члены команд в которых – ученики и их родители, семейные конкурсы по тематике здоровья
Превентивные мероприятия по формированию культуры здоровья у родителей:
- тематические беседы со  школьниками как с будущими родителями

2.2

Круг общения
Трансляция ценностей ЗОЖ через неформальных лидеров
Организация активной командной работы посредством проектной деятельности по тематике здоровья

2.3

Образовательная среда
Принятие и транслирование общешкольной политики ГОУ, при которой здоровье – один из основных приоритетов:
- осознание каждым педагогом своей роли в формировании культуры здоровья,
- функционирующая система поощрений и мотивации участников образовательного процесса к ведению ЗОЖ
Внедрение системы мероприятий по формированию культуры здоровья у участников образовательного процесса



2.4

СМИ
Создание условий для плодотворного влияния СМИ на уровень культуры здоровья школьников:
- разработка и издание внутришкольных СМИ по тематике здоровья,
- разработка социальных рекламных материалов (буклетов, видеороликов и т.д.) по тематике здоровья
Привлечение СМИ к участию в пропаганде ЗОЖ:
- участие в пресс-конференциях, социальные публикации
Выявление  проблем в исходном уровне ЗОЖ, определение ключевых потребностей в рамках воспитания культуры здоровья
При выборе наиболее актуальных мероприятий по культуре здоровья важно провести   диагностику исходного состояния культуры здоровья и выявить наиболее острые проблемы:
- низкий уровень информированности, при котором учащиеся не соблюдают основ ЗОЖ по причине их незнания,
- низкий уровень мотивации к соблюдению правил ЗОЖ, при котором школьники осознают основные пути сохранения и укрепления здоровья, однако не проявляют желания следовать им,
- нехватка поддержки референтного окружения в вопросах ЗОЖ,
- потребность в самореализации.
После данных мероприятий становится возможным следующий этап - определение и классификация групп школьников, согласно выявленным трудностям, выбор комплекса мероприятий. Проблемы и способы влияния на них воспитательными мероприятиями можно представить в виде таблицы

Выявленная
трудность
Методы
диагностики
Комплекс
мероприятий
Примечания
1
Низкий уровень информированности
Тестирования, анкеты
Просветительская деятельность
- интерактивный курс,
- тематика здоровья в предметах
2
Низкий  уровень мотивации
Проективные методики
Вовлечение в воспитательную деятельность 
Внедрение целого комплекса активных методов влечения, описанных в разделе
3
Нехватка поддержки референтного окружения в вопросах ЗОЖ
Опросы, метод включенного наблюдения, экспертные оценки
Вовлечение во все виды командной работы – воспитание культуры здоровья при помощи коллектива
- командные конкурсы,
- коллективное обучение
и др.
4
Потребность в самореализации
Проективные методики,  анкетирования, психологическая диагностика
Вовлечение в деятельность по воспитанию культуры здоровья и возложение организационно-управленческих функций
- участие в Службе здоровья,
- представительские функции,
- выступление в качестве наставника и  педагога в вопросах ЗОЖ для более младших школьников
5
Неправильная организация досуга
Опросы (школьников, родителей, педагогов)
Мероприятия по организации здорового досуга учащихся
- хобби-ориентация,
- вовлечение в систему дополнительного образования,
- проектная деятельность,
- внеклассные мероприятия и т.д.

Из таблицы видно, что  для выявленных групп учащихся со схожими трудностями при формировании ЗОЖ проводятся мероприятия, направленные на минимизацию идентифицированной проблемы.
Кроме того, в рамках анкетирования выявляется наиболее авторитетный источник получения данных о здоровье.
Таким образом, необходимо классифицировать наиболее эффективные мероприятия в зависимости от выявленных трудностей и наиболее авторитетных источников получения информации.
Данное сопоставление представлено в таблице «Система наиболее оптимальных мероприятий».




Таблица «Система наиболее оптимальных мероприятий по критериям выявленных трудностей и авторитетных источников получения информации»
(выявляются в ходе диагностики и анкетирования)


Источники
Проблемы
Друзья
Родители
СМИ
Интернет
Врачи
Успешные люди
Низкий
уровень информированности о здоровье
- Выявление неформального лидера и использование его положения для транслирования идей здоровья,



- Вовлечение в общение посредством совместной проектной деятельности школьников и т.д.
Просвещение родителей с целью последующего просвещения родителями своих детей
- Издание собственных здоровых СМИ,

- Инициирование публикаций по тематике здоровья в СМИ с целью предоставления школьникам знаний по тематике здоровья
- Ведение информационного сайта в сети Интернет,

- Создание и ведение тематической  группы на популярном сайте «В Контакте»

- Организация распространения социальной рекламы посредством сети Интернет
Создание условий для построения диалога медицинских специалистов и школьников:
- организация регулярных образовательных встреч с врачами,
- совместная разработка игровых информационно-методических материалов для школьников и др.
(медики предоставляют содержательную часть, педагоги придают ей интерактивную форму)
Организация информационных встреч-бесед с успешными и интересными людьми для обсуждения вопросов здоровья
Низкий  уровень мотивации к ведению ЗОЖ
Формирование у родительской общественности ценностного отношения к здоровью детей с целью их влияние на уровень культуры здоровья у школьников
- Поиск и предоставление школьников социальной мотивирующей рекламы, размещенной в СМИ,
- Разработка собственной социальной рекламы совместно со школьниками
Формирование базы примеров успешных людей и информации об их отношении к ЗОЖ с целью мотивации школьников к ведению здорового образа жизни, рассмотрение наиболее ярких примеров с учениками





Потреб-
ность
 в самореа-
лизации
- Участие в работе Ученической службы здоровья,
- Внедрение системы наставничества, при которой средние и старшие школьники выступают наставниками для младших
- Применение в работе по здорвьесбережению формата  командной работы со сменными ролями, когда роль лидера поочередно исполняют  все члены команды
Проведение разъяснительных бесед для комментирования основных возрастных особенностей детей и совместной выработке стратегии обеспечения самовыражения школьников без подавления их личности
Обеспечение выполнения управленческих функций в школьных «Здоровых СМИ»
Предоставление возможности ведения и наполнения странички в сети Интернет

Организация конкурсов для учеников, в жюри которых – успешные личности
Неправиль-
ная организация досуга
Проведения мероприятий, на которых школьники смогли бы проинформировать своих одноклассниках о методах проведения здорового досуга, опираясь на свой пример
Проведение фестиваля по хобби-ориентации для родителей и учеников для оказания помощи в выборе хобби для своего ребенка


Поиск и инициирование публикация по тематике здорового время препровождения
Подборка базы в сети Интернет и размещение на электронных ресурсах о способах проведения здорового досуга
Пояснение медицинскими специалистами о вреде пустого досуга и пользе здорово времяпрепровождения
Организация внеклассной работы, направленной на формирование культуры здоровья у школьников:
- тематические экскурсии,
Внеклассные мероприятия, праздники здоровья, тренинги и т.д.


Мероприятия по воспитанию культуры здоровья
Группы мероприятий можно представить следующим образом (после диагностики выбираются наиболее подходящие для конкретного ребенка или группы детей). Рассмотрим их подробнее.
Направление
Мероприятие
Результат
Измерение
1. На уровне школьников

1.1

Вовлечение  школьников в деятельность по воспитанию культуры здоровья
Создание волонтерского объединения «Ученическая служба здоровья» как содействующего педагогической Службе здоровья

Самостоятельное ведение школьниками  практической деятельности по здоровьесозиданию

Применение полученных  знаний о здоровье на практике

Формирование моды на здоровый образ жизни
- проективные исследования,
- применение контрольных и экспериментальных групп,
- анкетирования,
- анализ статистики вовлеченных школьников,
- метод включенного наблюдения за образом жизни учащихся,
- самоанализ
Инициирование проектной деятельности школьников
Внедрение системы наставничества: студенты-волонтеры проводят мероприятия для школьников, старшие школьники в свою очередь организуют здоровьесозидающую деятельность младших школьников
Внутришкольные конкурсы видеоматериалов, плакатов, агитационных стихотворений, театральных сценок и т.д. по тематике здоровья
Регулярное издание школьных «Здоровых СМИ»

1.2

Просвети-
тельская деятельность
Внедрение в практику образовательного процесса интерактивного курса по здоровьесозиданию

Получение знаний о здоровье в интересной интерактивной  форме,
 что способствует их усвоению и мотивирует на применение

Комплексное развитие учеников


Интерактивные тестирования




Проведение регулярных тематических Уроков здоровья
Внедрение пятиминуток здоровья. Внедрение тематики здоровья в общеобразовательные предметы
Организация встреч с успешными людьми для бесед о здоровье
Организация фестивалей по ЗОЖ

1.3

Профилактика  вредных привычек
Комплексная пропаганда здорового образа жизни, основанная на выявлении спектра потенциальных причин подверженности вредным привычкам и реализации мероприятий относительно каждой группы причин
Повышение «иммунитета» школьников к вредным привычкам
Снижение количества учеников, подверженных вредным привычкам

- анкетирования,

- анонимный самоанализ

1.4

Здоровый
досуг учащихся
Регулярное  проведение «Хобби- и спортоориентации» как возможности неопределившимся с досугом  школьникам попробовать и выбрать для себя хобби и вид физической активности

Осознанный выбор учениками здорового досугового времяпрепровождения


- опросы, беседы,

- анализ статистики
Функционирование системы дополнительного образования, внеурочной деятельности
Проведение «здоровых дискотек», экскурсий и т.д.


1.5
Практическая реализация здоровье-
сберегающих технологий в учебном процессе
Проведение физкульт-минуток
на уроках
Организация двигательной активности
- наблюдение,
- анализ статистки и конспектов уроков,
-опросы
Проведение динамических (игровых) переменок
Проведение диагностики психологического состояния и снятия напряжения на уроке
Психологическая адаптация
2. На уровне педагогов

2.1

Повышение  квалификации педагогов
Повышение квалификации педагогов
Наличие необходимых знаний и компетентностей в области здоровья школьников, возможностях воспитания культуры здоровья и др.
- анализ статистики,
- самоанализ педагогов
- экспертная оценка открытых мероприятий
Организации постоянно действующих  тематических семинаров для педагогического коллектива с целью предоставления знаний в области здоровья
Внедрение «Корпоративного обучения»

2.2

Консолидация усилий педагогического коллектива
Разработка и проведение интегрированных уроков по тематике здоровья и ЗОЖ
Взаимодействие педагогов по тематике здоровья школьников,  эффективность деятельности ОУ
- анкетирования,
- анализ статистики,
- включенное наблюдение
Организация командной проектной деятельности педагогов

2.3

Информаци-
онноесопровожде-ние процесса воспитания культуры здоровья
Информационная поддержка мероприятий по культуре здоровья: разработка презентаций, буклетов

Значительная оптимизация всех этапов процесса воспитания культуры здоровья посредством успешного внедрения информационных технологий


- анкетирования заинтересованных и вовлеченных лиц,

- анализ статистики
Сбор, обобщение и организация доступа к электронной методической литературе по тематике здоровья
Организация электронных коммуникаций между участниками воспитательного процесса
Тиражирование успешного опыта

2.4

Обучение собственным примером
Формирование  готовности педагогов к ведению ЗОЖ и предоставлению примера учащимся: отказ от вредных привычек (на территории ОУ), соблюдение основ правильного питания, соблюдение здорового   досуга, устойчивость и т.д.
- формирование культуры здоровья педагогов,
- предоставление правильного примера учащимся
- опросы,

- метод включенного наблюдения



3. На уровне родителей

3.1

Диагностика
Проведение регулярной диагностики уровня культуры здоровья родителей, их представлений о здоровье детей, предложений по мероприятиям, степени удовлетворенности и т.д.
Получение объективных данных о представлениях родителей для консолидации усилий
- результаты анкетирования,
- отзывы,
- динамика статистики

3.2

Просвещение
Интерактивный лекторий
Предоставление родителям необходимых знаний о здоровье детей
- анализ посещений,
- анкетирования
Организация тематических общих и индивидуальных собраний

3.2

Вовлечение
Проведение конференций, фестивалей, конкурсов и т.д. при непосредственном участии родителей
Активная роль родителей в воспитании культуры ЗОЖ у школьников, интеграция усилий
- анализ степени участия, отзывы, анкетирования
Организация колонки для родителей в школьных СМИ


Комментариев нет:

Отправить комментарий